Когда-то агрессию одних детей-школьников против других при неравенстве сил называли «травлей», «издевательством». В наши дни такое понятие заменили словом «буллинг», что в переводе с английского означает, по сути, то же самое: «запугивание», «травля», «издевательство».
Каким бы словом не называли подобные действия, жертве от этого не легче. Не думайте, что буллинг – это только физическая агрессия. Чаще жертва страдает от психологического насилия в форме насмешек, злых и непристойных шуток, оскорблений, распространении сплетен, бойкота. Помните фильм «Чучело»? Если не смотрели, советую обязательно посмотреть вместе с детьми-школьниками.
Дети-агрессоры (буллеры) находятся в позиции силы. Но если «копнуть глубже», оказывается, что им тоже несладко. Чаще всего причиной агрессивного поведения являются проблемы в семье. Буллеры обычно испытывают проблемы с учёбой. Многие приобретают криминальные наклонности. Учителям, из-за таких учеников, вместо качественного ведения уроков, приходится регулярно заниматься поддержанием дисциплины.
Запугивание, издевательство наиболее распространены в начальных и средних классах. К 10-11 классам буллинг обычно сходит на нет, благодаря способности подростков к саморегуляции. Еще одна причина: уход из школы после 9-го класса хулиганов и учащихся со слабой успеваемостью.
Страдают от буллинга не только жертвы, но и наблюдатели. К наблюдателям относят школьников, стоящих в стороне от конфликта, но одобряющих или осуждающих агрессора. Отстранённую позицию занимать не получится. Даже если ребёнка «это не касается», он всё равно получит немалую травматизацию. Психическое здоровье детей, находящиеся в позиции безмолвных свидетелей, так же подвергается опасности. Чтобы не оказаться на месте жертвы наблюдатели иногда присоединяются к буллерам. Учите ребёнка распознавать эмоции и чувства другого человека, понимать его внутреннее состояние.
Предугадать, кто может стать жертвой травли, не всегда удается. Однако всех жертв буллинга объединяет неспособность противостоять обидчику, дать ему отпор, защитить себя.
Взрослые не должны оставлять без внимания случаи травли, даже если они направлены на чужого ребёнка.
Важно также не пропустить физические и психологические признаки, указывающие на то, что ребёнок подвергается травле.
Родителей должны насторожить изменения в поведении и состоянии здоровья ребёнка:
• боли в груди и животе, возникающие без явной причины;
• снижение успеваемости, негативное отношение к школе;
• ничего не рассказывает о школьной жизни, об одноклассниках;
• беспокойство, тревожность, унылый вид;
• подавленное состояние;
• ночные кошмары, нарушение сна;
• нервный тик, энурез;
• частые простуды;
• нежелание общаться;
• склонность к уединению;
• проблемы с аппетитом;
• излишняя осторожность и уступчивость
Жертвы буллинга пребывают в депрессии, у некоторых развиваются психические расстройства. И что особенно печально, иногда они предпринимают попытки самоубийства.
Как защитить ребёнка от буллинга
Задача взрослых – объяснить ребёнку базовые вещи, которые помогут ему избегать конфликтов.
• Ребёнок надо твёрдо знать, что о случаях травли необходимо рассказать родителям или другим взрослым, которым он доверяет. Это – не стукачество.
• Ребёнок должен вести себя уверенно, иметь высокую самооценку. Не помешает быть сильным или хотя бы внешне казаться таковым.
• Постараться найти друзей среди сверстников.
• Против агрессии использовать мощное оружие – юмор.
• Избегать ситуаций, в которых возможен буллинг.
• Твёрдо отклонять предложения участвовать в буллинге.
Что делать родителям ребёнка-жертвы
Иногда вместо поддержки от родителей дети-жертвы слышат обвинения: «Что же ты, тряпка, сдачи не дал?», «Виноват сам!», «Не будь размазнёй!» и т.п.
Происходит подобное от того, что родители сами в шоке: испытывают чувство вины, гнев, боль и бессилие. Взрослым важно понять, что подобное может произойти с любой семьёй. В сложившейся ситуации не виноват ни ребёнок, ни они.
Если вдруг довелось столкнуться с проблемой буллинга, постарайтесь спокойно поговорить с ребёнком.
• Скажите, что вы ему верите. Ребёнок поймёт, что вместе вы справитесь с проблемой.
• Похвалите ребёнка за то, что он вам рассказал о проблеме;
• Фраза: «Это не твоя вина» покажет ребёнку, что он не одинок в такой ситуации. Его сверстники так же сталкиваются с запугиванием и агрессией.
• Фраза «Давай вместе подумаем, что можно сделать» покажет ребёнку, что из любой, даже самой паршивой ситуации, можно найти выход, особенно если у тебя есть надёжные соратники.
• Фраза: «Я постараюсь сделать всё возможное, чтобы с тобой больше такое не произошло» позволит ребёнку ощутить защиту и не потерять надежду в спокойное будущее.
Родители должны не только защитить и поддержать ребёнка, но и научить его правильному общению с окружающими людьми. Какой бы хороший человек не был, в повседневной жизни ему всё равно иногда приходится сталкиваться со злом, агрессией, жестокостью. Важно научить ребёнка не поддаваться на провокации других детей. Он должен научиться говорить «нет» и помнить, что при необходимости он может в свои проблемы посвятить взрослых. Но для этого ребенок должен быть уверен, что родные не отмахнуться от него, а обязательно помогут в трудную минуту.
Поддерживайте с детьми доверительные отношения. В случае возникающих проблем они смогут вовремя попросить вас о помощи!
Обязательно расскажите о случившемся учителю. С травлей в школе должны разбираться родители, учитель и школьник.